«Школы адаптируются в новых «удаленных» условиях»

Леонтьева Пальмира Егоровна, зам.директора по НМР

МБОУ «Тойбохойская СОШ им.Г.Е.Бессонова»

В связи со сложной санитарно – эпидемиологической ситуацией в стране —  с пандемией нового коронавируса — сейчас по возможности все учреждения и предприятия перешли «на удаленку». В частности, в школах четвертая четверть началась в новом формате – дистанционном. Система хоть и не новая (реализуется дистанционное обучение детей с ОВЗ, во время  актированных дней, связанных с низкой температурой наружного воздуха, и т.д.), но в таком объеме дистанционное образование запускается впервые. Образовательные организации нашего улуса организованно подготовились к этому новому состоянию учебно – воспитательного процесса: составили локальные акты, документацию по организации дистанционного обучения, провели мониторинг среди педагогов и учеников о наличии необходимого технического оборудования, изучили и выбрали оптимальные образовательные платформы, рекомендованные Министерством просвещения РФ и Минобрнауки РС(Я),  оказали организационную, технико — технологическую и методическую поддержку участникам дистанционного обучения. 

На основании приказов Министерства образования и науки РС(Я), МР «Сунтарский улус (район)», МКУ МОУО Сунтарского улуса в МБОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» наша школа в зависимости от объективных местных условий использует следующие модели дистанционного образования, рекомендованных Минобрнауки РС(Я):

1 модель — организация электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий при наличии у обучающегося необходимых условий (интернет, компьютер, ноутбук, планшет или смартфон). Основными элементами данной модели являются следующие: электронные учебные курсы, виртуальные лабораторные практикумы, компьютерная система контроля знаний; ЭОР с доступом по сети Интернет и т.д.

2 модель — организация электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий при наличии интернета, отсутствии компьютера (ноутбука, планшета или смартфона) у обучающегося. На основании Положения  МБОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова»  по дистанционному обучению возможна передача обучающимся на временное пользование школьных компьютеров. Организуются электронное обучение и применение ДОТ, заочная форма обучения через электронную почту (через родителей, родственников) и через региональное телевидение на телевещательных каналах НВК «САХА» и «Якутия24».

При организации данных моделей дистанционного обучения применяются следующие организационные формы учебной деятельности: онлайн – занятие, консультация, практическое занятие, контрольная работа, самостоятельная работа,  научно-исследовательская работа. Самостоятельная работа обучающихся включает следующие организационные формы дистанционного обучения: это работа с электронным учебником,  просмотр видеолекций, компьютерное тестирование, изучение печатных и других учебных и методических материалов.

В основном в МБОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» используются следующие образовательные платформы: РЭШ (rech.edu.ru), Решу ЕГЭ (ege.sdamgia.ru), ФИПИ (fipi.ru) Учи.ру (uchi.ru), СГО (sgo.e-yakutia.ru), ZOOM, Skype, WhatsApp, видеосвязь, видеоконференц – связь, электронная почта. Создана техническая поддержка для учителей и обучающихся из числа педагогических работников  и технических специалистов школы. В связи с переходом на дистанционное обучение все педагогические работники школы занимались самообразованием для работы на образовательных порталах РЭШ (rech.edu.ru), Решу ЕГЭ (ege.sdamgia.ru), ФИПИ (fipi.ru) Учи.ру (uchi.ru), СГО (sgo.e-yakutia.ru), nsportal.ru,  infourok.ru, videouroki.ru, ZOOM, Skype, WhatsApp, видеоконференц – связь TrueConf, видеосвязь, электронная почта и т.д.  Учителям, объясняющим урок по видеосвязи, были выданы  ученические доски. На основании «Положения школы по электронному обучению и применению дистанционных образовательных технологий» многодетной семье Тимофеевых школа выделила ноутбук. Организованы дистанционные родительские собрания по вопросу создания благоприятной психологической среды в домашних условиях во время дистанционного обучения с использованием рекомендаций  Министерства просвещения РФ, проведен опрос. Родители отметили, что в начале применения дистанционного обучения были затруднения в регистрации обучающихся на порталы и в отправке выполненных заданий из – за сбоев в сети Интернет.

В связи с наличием ВОЛС в с. Тойбохой в первую неделю дистанционного обучения  все классы начали заниматься в формате онлайн — обучения. Затрудняло выполнение обучающимися заданий  в мобильном варианте на смартфонах. Педагогические работники уделяли много времени для подготовки к урокам и проверке выполненных заданий.

Через неделю после начала дистанционных занятий из – за перенагрузки на образовательных платформах Минобрнауки РС(Я) порекомендовало переход обучающихся 1-8 и 10 классов на оффлайн – обучение.

На данный момент из 250 обучающихся школы 39% остались на онлайн — обучении, 61% перешли на оффлайн — обучение.   В школе используются следующие образовательные платформы: РЭШ (rech.edu.ru), Решу ЕГЭ (ege.sdamgia.ru), ФИПИ (fipi.ru) Учи.ру (uchi.ru), СГО (sgo.e-yakutia.ru), nsportal.ru,  infourok.ru, videouroki.ru, ZOOM, Skype, WhatsApp, видеоконференц – связь TrueConf, видеосвязь, электронная почта. Каждый учитель, исходя из особенностей предмета, учитывая уровень подготовки обучающихся, их возрастных особенностей и условий оснащения оборудованием находит оптимальный вариант обучения и формирует комфортную дистанционную среду.

В дистанционном обучении важное значение имеет использование соответствующих образовательных технологий. Педагогических технологий при дистанционном обучении множество, но в сложившихся местных условиях не все технологии приемлемы, поэтому остановимся на тех, которые используют наши педагоги.

В любом случае на дистанционном обучении каждый педагог школы строит учебный раздел предмета по педагогической технологии «Метод кейсов или кейс — технология», который состоит из элементов «Теоретические материалы», «Тренировочные задания» «Контрольные задания». Для изучения теоретического материала в дистанционном обучении используются такие педагогические технологии, как видеолекции, видеоуроки и видеоконсультации на образовательных порталах, в том числе организуемые Минобрнауки РС(Я) и ИРОиПК РС(Я) им. С.Н.Донского – II на региональных телевещательных компаниях  НВК «САХА» и «Якутия24». В технологии «Обучение в сотрудничестве» в процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности. По технологии «Работа в группах» учительразбивает обучающихся на группы и дает им тему и задания к ней. Далее они планируют свою работу и распределяют, кто какую часть задания будет готовить. Технология «Метод проектов» всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного времени. Проект презентуется в формате краткометражного видеофильма — телекоммуникационного проекта. При дистанционном обучении технология «Индивидуальное и дифференцированное обучение» приобретает особую актуальность, так как с определения уровня подготовленности обучающегося педагог строит тактику дистанционного обучения каждого обучающегося.

В заключение вышесказанного остановимся на преимуществах и недостатках дистанционного образования, с которыми мы столкнулись:

Положительными сторонами дистанционного обучения можно отметить использование в образовательном процессе новых достижений IT – технологий, развитие у школьников компетентности в сфере IT – технологий и самостоятельном поиске нужной информации в глобальной сети Интернет, усвоение темы обучающимися в индивидуальном темпе в комфортных домашних условиях с родителями, применение по отношению к старшеклассникам индивидуальных учебных планов.

Но, вместе с тем применение только дистанционного обучения в образовательном процессе  имеет свои недостатки: это нанесение вреда состоянию здоровья обучающихся и педагогических работников, отсутствие у части школьников и педагогов домашнего интернета, компьютеров и смартфонов, низкая эффективность онлайн – общения, снижение фактического качества образования из-за использования обучающимися готовых материалов из Интернета, нехватка времени на онлайн – уроках, большие трудо- и время- и материальные затраты учителей во время дистанционного обучения. 

Добавить комментарий