«Организация дистанционного обучения в МБОУ «Сунтарская СОШ№1 им.А.П.Павлова»

Николаева В.В., зам.директора по НМР

МБОУ «Сунтарская СОШ№1 им.А.П.Павлова

В нашей школе реализуются все четыре модели дистанционного обучения, так как в наслеге качество связи по разным территориям тоже разная и техническая обеспеченность семей тоже неодинаковая. Именно поэтому можно сказать, что в школе используется смешанная модель ДО, которая  предполагает различные формы дистанционного обучения обучающихся, а точнее – интеграцию различных форм, например: обучающиеся  изучают часть предлагаемых по программе курсов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными конференциями с учителем. Также в этой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций. Используются  разнообразные формы обучения.

Из 499 учащихся в основном

— по 1 и 2 модели ДО обучаются  304 учащихся , что составляет 61%

— по 3 модели-153 учащихся, что составляет 31%

— по 4 модели обучается 42 учащихся, что составляет 8%

В ходе подготовки к переходу на дистанционное обучение в нашей школе был принят локальный акт о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, оформлены приказы по ДО, принят план перехода и план ДО. Для всех участников образовательного процесса на сайте школы обновлена информация по ДО. Составлено расписание ДО и внеурочной деятельности ДО. На школьном педсовете обсужден план работы о переходе на ДО, проведен обучающий семинар,  а также подписаны должностные инструкции педагога ДО и др.

Для школьников ведется страница на инстаграмм ССОШ№ 1 по воспитательной работе, были розданы пароли по СГО, а также ведется профориентационная работа  по теме «Прямая профориентация», где школьники общаются на прямом эфире со студентами высших и средних учебных заведений РС(Я) и РФ. С помощью страницы инстаграм проводятся онлайн тренировки по ЗОЖ, викторины к Дню Республики, запущены марафоны:  «Алло, мы ищем таланты»,  «Послание от наших любимых учителей», «Полезные привычки», проводится акция «Лица Победы» и другие.

Для родителей проводятся дистанционные родительские собрания, педвсеобуч в рамках МПЗО, составлены памятка для родителей, рекомендации по организации ДО в домашних условиях, розданы пароли по СГО,  а также работает горячая линия для связи с родителями.  

На первой неделе в процессе дистанционного обучения столкнулись со множеством затруднений из-за нехватки времени, медленной скорости интернета, загруженности учебных платформ и порталов, а также нехватки работы педагогов в дистанционной форме. Проведена работа по структурным, учебным и административным изменениям в школе, приняты множество нормативных актов, заполнены множество отчетов по организации работы учителей, школьников по данному формату. Было мало опыта и наработок  по ДО, сначала учителям и школьникам трудно было спланировать учебный день, так как многие учащиеся не могли сразу включиться в учебное расписание ДО. Некоторые учителя до вечера сидели и готовились к работе по платформам, изучали различные программы, чтобы выбрать себе подходящий формат работы. Трудность была и в том, что нужно было расписать весь учебный материал в календарно-тематических планах по форме ДО.

Сейчас постепенно дистанционное обучение наладилось, отработан механизм проведения уроков по ДО, все учителя уже знают техническую оснащенность своих учащихся, особенности их участия на ДО, поэтому уже выработан и индивидуальный подход к каждому ученику, родителю. Здесь во многом помогают вебинары, проводимые различными платформами. Вместе с тем, следует отметить на данное время трудности в основном технического характера, например, из-за отсутствия света и медленной скорости интернета.

Если говорит об использовании электронных платформ, то все педагоги нашей школы на первой неделе ДО регистрировались на платформе «ЯКласс», «Учи.ру», «РЭШ». А теперь наши педагоги используют образовательные онлайн-платформы с готовым контентом, которые могут выдавать детям для автономной работы дома: сервисы с теоретическим материалом «РЭШ»; с практическими заданиями – «Учи.ру», «ЯКласс».

Используя возможности платформы «ЯКласс» наши учителя отмечают следующие положительные отзывы: можно использовать множество уже готовых курсов и заданий, неплохо продумана и выполнена функция выдачи и проверки учебных заданий, все  наглядно, есть множество возможностей создавать пояснения, комментарии и подсказки к проверочным работам, очень хорошие задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, имеется огромное количество возможностей по созданию своих учебных курсов с очень понятным, доступным и гибким функционалом, а также есть возможность ручной проверки письменных заданий. У учеников есть возможность прикрепления письменных заданий в виде документа, в форме устного голосового сообщения. Многие учащиеся младших классов затрудняются при выполнении заданий на платформе «ЯКласс».

У платформы «РЭШ» наши педагоги считают очень хорошее качество видеоуроков, платформа содержит в себе, как базу знаний, так и разноплановый инструментарий для учителей, учеников и родителей, можно использовать готовые материалы, также может создавать классы, отправлять уведомления, создавать собственные задания для своих учеников, вся информация, опубликованная на платформе РЭШ, отвечает потребностям  современных школьников и дает возможность обсуждать формы, методы работы, получить профессиональный совет и обмениваться опытом с коллегами. Вместе с тем на данной платформе нет уроков по национально-региональному компоненту, нельзя прикреплять документы к заданиям, из-за чего ученикам придется тратить гораздо больше времени на выполнение работы и сложен процесс создания личного кабинета для учащихся.

С помощью платформы «Учи.ру»  есть возможность участия на олимпиадах, учитель может создать свой виртуальный класс и отслеживать учёбу каждого, большинство заданий обладают внутренней динамикой. Многие из них можно использовать в классе на интерактивной доске и можно скачивать презентации уроков. Из минусов данной платформы можно отметить следующие моменты: в старших классах (9-11) не представлены уроки, нет уроков по физической культуре, технологии и ОБЖ. Большая часть ресурсов посвящена начальной школе и 5-8 классам, где имеются интерактивные уроки и задания по всем предметным дисциплинам, темы открываются только по мере прохождения и не очень гибкий ресурс.

В процессе дистанционного обучения наши педагоги используют различные образовательные технологии, например индивидуальное и дифференцированное обучение, метод проектов, комплексные кейс-технологии (изучение мультимедийных и печатных учебно-методических материалов, представленных в форме кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги и т.д.), технологию проблемного обучения, модульное обучение, игровые технологии, компьютерные сетевые технологии (разнообразные компьютерные обучающие программы, электронные учебники и электронная методическая литература, которыми учащиеся и учителя могут пользоваться в процессе обучения). Наиболее удобные из них комплексные кейс-технологии и компьютерные сетевые технологии.

На данное время творческой группой педагогов нашей школы разрабатывается школьная платформа Moodle. Мы считаем, если запустим платформу, то работать станет еще легче. Так как возможности этой платформы мы видим в следующем:

— Весь контент в одном месте и поэтому можно будет загружать электронные курсы, тесты, книги, текстовые документы, видеолекции. 

— Будет внедрена система командной работы, нацеленная на активную работу с учениками.

— С помощью обратной связи можно будет создавать обсуждения и обмениваться сообщениями. 

— Будет контроль качества обучения с помощью хранилища портфолий каждого пользователя. Это как дневник со всеми оценками и комментариями  преподавателей. Через систему вы можете посмотреть, как часто ученики заходят на портал, сколько времени тратят на обучение. 

Инструмент для создания электронных тестов и опросов.  

— Будет работать площадка для вебинаров.

Хочется отметить следующих учителей нашей школы, которые успешно внедряют дистанционное обучение на конкретных платформах:

—  Лазарева Марианна Егоровна, учитель русского языка и литературы. Для проведения онлайн занятий использует платформы Zoom, Якласс и РЭШ. В основном учатся через конференц-связь Zoom, проверочные работы дает через Якласс, а в РЭШ смотрят видеоуроки.

— Тарасова Анастасия Афанасьевна, учитель физики. Использует платформу ЯКласс, а для видеоконференций, демонстрации презентаций, виртуальных лабораторных работах на уроках использует zoom.

— Иванова Анна Петровна, учитель математики. С сентября 2019 года использует платформу ЯКласс. В данное время использует в основном Учи.ру. якласс, Zoom . Больше всего проводит консультации и уроки на Zoom, так как она отмечает, что пользоваться этой платформой удобно, детям нравится напрямую общаться с учителем. Дети лучше понимают обьяснение учителя и лучше выполняют потом задания. Тестирование,  задания ОГЭ и ЕГЭ, дополнительные задания дает по платформам  учи.ру. Якласс. Дополнительно использует и задания по  еdloop .ru. активно участвует на вебинарах, семинарах на данных платформах. Имеются публикации на Инфоурок. Учащиеся активно участвуют на онлайн олимпиадах.

— Семенова Марианна Семеновна, учитель русского языка и литературы. Использует платформы РЭШ, ЯКласс, Zoom. Отмечает положительные стороны  РЭШ  при этапе ознакомления с новой темой. Можно потренироваться и сразу сделать самопроверку.  Якласс  использует на уроках русского языка. Как отмечает Марианна Семеновна: «Они хороши для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Сразу о минусах: младшие классы не понимают задания, так что не очень эффективно. Даже в 8 классе дети не справляются с заданиями. Но, для обобщения и повторения пройденного материала я все равно даю задания на ЯКласс. В 10 классе пока задания идут на ура!, мы готовимся на ЯКласс к ЕГЭ, на Зуум работать дети очень любят, то есть общаться между собой и с учителем».

— Сидорова Валентина Валерьевна, учитель информатики. Является администратором образовательной платформы Якласс. Стартовали с 6 апреля. До этого 2 недели проводила  подготовку учителей, учащихся к апробации дистанционного обучения.  Валентина Валерьевна следит за апробацией дистанционного обучения на ЯКласс. На уроках информатики ипользует ЯКласс, Zoom.

В целом хочется отметить положительные стороны о системе дистанционного обучения исходя из нашей практики:

— Доступность, то есть учиться можно везде, если есть технические возможности.

— Гибкость. Ученику можно осваивать часть материала по своему графику. Если нет сбоев с интернетом, даже болеющий ребенок может заниматься, не отставая от программы.

— Конкретные знания и задания, виртуальные учебники, электронные ресурсы доступны всем учащимся. Есть возможность читать любые источники, использовать любые материалы по изучаемому предмету. То есть ДО дает больше информации.

Из минусов дистанционного обучения отмечаем следующие моменты:

— Для контроля школьной администрации, учителю нужно до мелочей продумать систему ДО, чтобы обучение в данной форме носило видимый прогресс и максимальные результаты.

— Нехватка личного общения педагога с учеником с глазу на глаз, нехватка общения вживую с одноклассниками.

— Большой минус для выпускных классов (9, 11), так для подготовки к выпускным экзаменам необходимо все равно присутствие учителя рядом.

— Различные отрицательные непредвиденные обстоятельства (отключение света, разрядка телефона, скорость интернета, сломанный компьютер). Появляется зависимость учителя и ученика от технических средств.

В будущем по улучшению использования ДО хотелось бы отметить следующие предложения с нашей стороны:

— необходимость помощи улуса в приобретении технических средств для детей из малоимущих и малообеспеченных семей;

— необходима спонсорская помощь для такого слоя населения;

— необходимо проведение различных онлайн семинаров, обмен опытом на уровне улуса, республики;

— нужна разработка методических рекомендаций для учителей по ДО специалистами в этом направлении и по каждому предмету;

— необходимо создать банк уроков и методических материалов и видеоуроков.

Добавить комментарий