Семинар молодых учителей русского языка и литературы

4 декабря 2020г на платформе конференции Zoom проведен улусный семинар «Проектирование (конструирование) педагогической деятельности как условие личностного и профессионального роста молодого учителя».

      Предварительно молодые русоведы заполнили анкеты, где были подобраны тесты, задания, направленные на самоанализ своей работы в начале вхождения в профессию. Элементы рефлексии и самодиагностики, помогающие выявить и осознать типичные проблемы и интеллектуальные потребности  начинающих педагогов на пути  становления профессионального мастерства являются исходной точкой для конструирования  начинающими педагогами индивидуальных  проектов самообразования, призванных вести их от первых шагов к ощущению уверенности в своих силах, а потом и к профессиональному успеху. Трудности, иногда ошибки, отталкиваясь от которых начинающий педагог  с помощью наставников  конкретизирует главные проблемы, — это не только повод для огорчений, но  возможность и условие  конструирования дальнейшего роста и в личностном, и в профессиональном плане.  Очень важна роль в этом становлении  методическая  помощь руководителей  предметных методических объединений, пример и поддержка всего коллектива школы, ее руководства.

                                             План семинара:

  1.  На старте педагогической карьеры: проблемы и поиск путей к успешности –      Жиркова Татьяна Трофимовна —  специалист ИМО МКУ МОУО, заслуженный работник образования РС(Я).
  2. Создание развивающей среды и управления обучением – Петрова Олимпиада

 Антоновна – учитель русского языка и литературы  с высшей квалификационной категорией, отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.

  •  Планирование педагогической деятельности – Попова Августина Николаевна, учитель русского языка и литературы с высшей квалификационной категорией, отличник образования РС (Я), обладатель знака «Методист Якутии», Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
  •  Открытый микрофон для молодых учителей. 
  • Подведение итогов.

      Следует отметить, что в последние годы в школах улуса растет потребность в молодых кадрах, в том числе и по русскому языку и литературе. В этом учебном году количество молодых  словесников со стажем до 5 лет — 12, из них первый учебный год начали:  Павлова Юлия Алексеевна  — МБОУ «Тойбохойская СОШ имени Г.Е.Бессонова»; Федорова Кюнняй Александровна – МБОУ «Аллагинская СОШ»; Константинова Федора Моисеевна – МБОУ «Тюбяй Жарханская СОШ имени С.А.Зверева»; Николаева Нюргуяна Васильевна – МБОУ «Шеинская СОШ имени М.Н.Анисимова».  

     Стаж 1-2 года имеют: Бурнашева Ксения Владимировна – МБОУ «Кюкяйская СОШ имени А.К.Акимова» и Сидорова Августина Анатольевна – МБОУ «Вилючанский лицей-интернат имени В.Г.Акимова».

    4 года стажа имеют: Попова Анастасия Егоровна-МБОУ «Сунтарская гимназия»; Чойнова Нюргуяна Григорьевна – МБОУ «Хаданская СОШ имени Г.Т.Семенова»; Иванова Алиса Прокопьевна – МБОУ «Бордонская СОШ»; Соколова Матрена Васильевна —  МБОУ «Эльгяйская СОШ имени П.Х.Староватова» и Гончикова Сэсэгма Баировна – «МБОУ Тюбяй-Жарханская СОШ имени С.А.Зверева».

        По итогам предварительного знакомства с вопросником (анкетой), предложенным нами молодым учителям, можно сделать вывод, что адаптационный период к реалиям школы, особенно в этот непростой период, связанный с пандемией,  все же в целом проходит неплохо. Случайно пришедших в школу нет, мотивы выбора профессии в основном были продиктованы собственным желанием,  примером  любимых учителей, желанием учить детей, а осознание педагогами  конкретных трудностей в ведении уроков, в проведении различных внеурочных мероприятий также вычленены правильно; и это дает надежду на то, что из года в год ими будет проводиться  целенаправленная работа по совершенствованию соответствующих  методов и приемов, оптимальных  педагогических технологий.

       Наши творчески работающие, опытные учителя-наставники Олимпиада Антоновна и Августина Николаевна в доходчивой и наглядной форме  щедро поделились с молодыми коллегами системой своей работы, в которую вкладывают не только свой опыт, но и всю свою душу, любовь и уважение к окружающему миру, людям, к своим ученикам. Их увлеченность, умение создавать с детьми увлекательные проекты, исследования, выступления создают ту благодатную  среду развития, где каждый желающий, без деления на лучших и отстающих, находит свою нишу для самовыражения, делает значимые шаги в большую и  непростую, но всегда прекрасную жизнь.

      Участники  семинара поделились своими мыслями, первыми успехами и сомнениями, задали вопросы на интересующие их проблемы, выразили благодарность  учителям-наставникам за то, что в их выступлениях они услышали ответы на свои вопросы, увидели цели, к которым нужно стремиться.

      Необходимо заметить, что начинающие учителя заинтересовались такой формой занятий для них, как «Школа молодого учителя», сумели ранжировать по актуальности предложенные тематики занятий, как например «Современный урок», «Введение в ФГОС», «Портфолио учителя», «Имидж современного учителя», «Оформление школьной документации». А для  практикооориентированных семинаров сообразно с учетом своих заявок по степени трудности перечислили следующие методические темы и проблемы: приемы активизации учебно-познавательной деятельности; типы уроков, методика подготовки и проведения; методы обучения и их эффективное использование; психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов; учет и оценка знаний учащихся.

     Таким образом, школьным методическим объединениям, руководству ОУ, наряду с информационно-методическим отделом управления образования следует продолжать и совершенствовать работу школы молодого учителя-словесника с привлечением опытных наставников, благо, таких учителей  в наших школах немало.

     Отрадно, что наши преемники, принимающие эстафету – факел, призванный зажечь молодые сердца, настроены в целом позитивно, готовы принимать участие в различных профессиональных конкурсах, смотрах, что, несомненно, поможет им  интенсивно развиваться  в профессиональном и личностном плане.

    Наша профессия – особая, и именно тем, что очень тонка грань водораздела между опытным и начинающим педагогом с позиции необходимости постоянного самосовершенствования. Эту классическую истину подтверждает мысль К.Д.Ушинского, известного отечественного педагога: «Учитель живет до тех пор, пока учится, если он перестает учиться – в нем умирает учитель».

                                          Жиркова Т.Т., специалист информационно-методического отдела

                                                           Сунтарского управления образования.

Добавить комментарий